Статьи

Должен ли виновник ДТП доплачивать, если выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт?

Должен ли виновник ДТП доплачивать, если выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт?

Страховки по ОСАГО не всегда достаточно для полной компенсации убытков владельца автомобиля. Всё зависит от того, кто и каким образом будет ремонтировать машину. “Гаражные мастера” стоят дешевле официальных СТО, зато им трудно предъявить претензии. Легальные станции предлагают и гарантию, и сервис, но за это – чёткое следование регламентам, а значит, более высокая цена материалов и услуг.

Что делать пострадавшему в ДТП? В этой статье мы расскажем, с кого требовать доплаты, если компенсации по ОСАГО не хватило на ремонт. Коснёмся судебных перспектив и подготовки к процессу, а ещё – поделимся хитростями, о которых знает не каждый.

Должен ли виновник ДТП доплачивать, если выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт?

Как рассчитывается стоимость повреждений?

Прежде чем рассуждать о доплатах, коснёмся общих правила расчёта. Компенсация состоит из стоимости запчастей и нормативной цены ремонта. Для определения суммы используются программы, но в основе исчислений лежит:

количество повреждённых элементов;

остаточная стоимость автомобиля.

К примеру, в результате ДТП повреждён бампер автомобиля БМВ, 2019 г.в. Износ автомобиля к этому времени составляет 25%, остаточная стоимость – 75%, а цена детали – 100.000 рублей. Следовательно, владелец может рассчитывать на выплаты в размере 75 тысяч – за повреждённую деталь и дополнительную сумму за ремонт (демонтаж и монтаж, окраска и прочее), которая рассчитывается на основе человеко-часов и нормо-часов.

Лимиты страхования

Если порядок расчёта – прерогатива оценщиков, то ограничения по суммам прописаны в ст.7 ФЗ “Об ОСАГО”. На момент подготовки материала (06.06.2022) лимит составляет 400 тысяч рублей. Этой суммы, как правило, достаточно для ремонта старых автомобилей либо машин с небольшими повреждениями. Но если транспортному средству причинён серьёзный вред либо оно уничтожено, 400 тысяч рублей едва ли хватит на компенсацию убытков.

Что делать, чтобы доказать правоту?

В протоколе осмотра и оценке должны быть указаны все повреждения. Сломанные детали и бампера можно снимать, чтобы специалист осмотрел транспорт под ними.

Ремонт должен проводиться на СТО, которое даст подробную калькуляцию о проведенных работах. При оформлении заказа следует предоставить копию заключения об оценке, чтобы мастера могли изучить планируемые человеко-часы и нормо-часы.

При серьёзном ремонте старых машин целесообразно приобретать подержанные кузовные запчасти. Крылья, бампера и двери нетрудно перекрасить или даже подобрать в цвет, зато появится возможность требовать максимальных выплат от страховой компании.

1 вариант. Лимит по страховой сумме не выбран

Представим ситуацию: все повреждения, перечисленные в акте, устранены, остаточная стоимость машины составила 75%. Общая сумма запчастей потянула на 250 тысяч рублей, ремонт – на 100 тысяч рублей, а страховая выплата – всего 200 тыс. руб. В этом случае мы можем рассчитать размер выплат, на которые вправе претендовать владелец: 250*0,75 + 100 = 287,5 тыс. руб. За вычетом выплаченного остаётся 87,5 тысяч рублей.

Чтобы получить эту сумму, необходимо обратиться за перерасчётом в страховую компанию. Придётся предоставить все чеки за ремонт, а при необходимости – машину на дополнительный осмотр. Как правило, компании удовлетворяют заявления, но бывают и отказы. Их можно обжаловать в судебном порядке.

2 вариант. Лимит полностью выбран

Если машина пострадала серьёзно, то выплат никак не хватит на её полный ремонт или восстановление. В этом случае у владельца есть два способа защиты права:

Восстановить машину и взыскать деньги за ремонт, даже без учёта эксплуатационного износа. Главный плюс – сумма будет соответствовать реальным затратам, минус – их придётся нести ещё до заявления претензий.

Провести экспертизу (оценку) и взыскать разницу между полным ущербом и компенсацией страховой. Главный плюс такой схемы – получение денег на предстоящий ремонт, основной минус – взыскать НДС и затраты, закладываемые СТО, не получится.

Обратите внимание! Если машина повреждена больше, чем на 50%, её восстановление нецелесообразно, можно взыскать деньги за гибель транспортного средства. Из суммы убытков тоже придётся отнимать 400 тысяч рублей, выплаченных страховой компанией

Можно ли требовать доплаты между страховой выплатой и суммой восстановления?

Ответ на этот вопрос дал Верховный суд в Постановлении от 23.06.2015 N 25 “О применении судами…”. Приведём пункт 13 с маленькими сокращениями:

Если для устранения повреждений имущества истца использовались (будут использованы) новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Досудебный порядок защиты прав

Итак, если ремонт проводили на легальной СТО, материалы и запчасти закупались у официальных поставщиков, все необходимые документы будут на руках у владельца. В таком случае порядок защиты права простой:

Обратиться за доплатой в страховую компанию (если лимит в полном объёме не выбран);

Потребовать возмещения убытков напрямую с виновника ДТП (если страховая сумма выбрана в полном объёме либо есть разница между выплатой по ОСАГО и понесёнными расходами).

Вероятнее всего, уже на этом этапе придётся обратиться за юридической помощью. Так, данные об участниках аварии можно найти в материалах проверки ГИБДД. Однако по странной традиции ознакомление граждан с ними ограничивают, адвокатов – нет. Впрочем, самые подкованные граждане справятся сами.

Обращение в суд с исковым заявлением

Если переговоры не увенчались успехом, не остаётся ничего иного как продолжить общение в стенах Фемиды. Однако перед этим требуется обратиться к омбудсмену (уполномоченному по правам человека), только после этого стоит обращаться в суд. Иск о взыскании убытков, причинённых в результате ДТП, подаётся:

в суд общей юрисдикции;

по месту жительства ответчика;

с уплатой госпошлины (воспользуйтесь калькулятором ВС РФ).

В иске следует указать:

обстоятельства ДТП (время и место, участников аварии);

перечень повреждений, причинённых автомобилю (можно взять из протокола осмотра или калькуляции);

суммы убытков (высчитывается либо на основе фактических затрат, либо путём проведения экспертизы).

Дополнительно в иске можно отразить:

судебные расходы (оплата госпошлины, услуг эксперта и помощи представителя);

материальная компенсация морального вреда.

Реальные дела

Решением Автозаводского райсуда г.Тольятти от 20.02.2020 удовлетворены требования ФИО3 к ФИО2 о взыскании ущерба. В результате ДТП автомобилю истца причинены повреждения, страховщик оценил их в 205 тыс.руб. Заключением эксперта ущерб оценен в 282,5 руб. Суд взыскал материальный ущерб, расходы по экспертизе и уплате госпошлины.

При схожих обстоятельствах с владельца транспортного средства (юридического лица) в пользу пострадавшего М. взыскан ущерб, причинённый в результате ДТП. Такое решение вынес Ноябрьский горсуд 08.08.2019, взыскав разницу между реальными убытками по заключению эксперта и страховой выплатой.

Доплаты, если не хватило ОСАГО, возможны. Но придётся постараться

Споры, связанные с взысканием ущерба в результате ДТП, достаточно сложны. Вот почему так важно двигаться по определённому алгоритму и знать нюансы. Во-первых, ущерб, причинённый машине, возмещается страховой компанией с учётом износа. При этом разницу между фактическими расходами и выплатой можно взыскать с виновника аварии.

Во-вторых, сумма убытков в первую очередь взыскивается со страховщика. Пока не выбран лимит в 400 тысяч рублей либо не произведено восстановление машины (нет заключения эксперта), предъявлять претензии виновнику ДТП бесполезно. Оптимальный вариант для взыскания расходов – проведение ремонта на легальной СТО, где будет полное отражение всех затрат. Но в этом случае нужно сначала оплатить ремонт, а потом – взыскивать расходы.

Возможен и другой вариант, при котором убытки в сумме, превышающей лимит ОСАГО, возмещаются на основании заключения эксперта. Однако предъявить можно лишь сумму фактических расходов (то есть без НДС и прочего). Если вы оказались в такой ситуации, советуем обратиться за правовой помощью – самостоятельно решить вопрос едва ли получится.

 

Отметим, что на данный момент чаще всего компенсация осуществляется в натуральной форме (то есть страховщик сам ремонтирует авто, которое попало в ДТП). Сейчас это распространенная практика, так как лимитов по выплатам зачастую не хватает


Страховой каталог INS.ORG.RU