Страховки по ОСАГО не всегда достаточно для полной компенсации убытков владельца автомобиля. Всё зависит от того, кто и каким образом будет ремонтировать машину. “Гаражные мастера” стоят дешевле официальных СТО, зато им трудно предъявить претензии. Легальные станции предлагают и гарантию, и сервис, но за это – чёткое следование регламентам, а значит, более высокая цена материалов и услуг.
Что делать пострадавшему в ДТП? В этой статье мы расскажем, с кого требовать доплаты, если компенсации по ОСАГО не хватило на ремонт. Коснёмся судебных перспектив и подготовки к процессу, а ещё – поделимся хитростями, о которых знает не каждый.
Должен ли виновник ДТП доплачивать, если выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт?
Как рассчитывается стоимость повреждений?
Прежде чем рассуждать о доплатах, коснёмся общих правила расчёта. Компенсация состоит из стоимости запчастей и нормативной цены ремонта. Для определения суммы используются программы, но в основе исчислений лежит:
количество повреждённых элементов;
остаточная стоимость автомобиля.
К примеру, в результате ДТП повреждён бампер автомобиля БМВ, 2019 г.в. Износ автомобиля к этому времени составляет 25%, остаточная стоимость – 75%, а цена детали – 100.000 рублей. Следовательно, владелец может рассчитывать на выплаты в размере 75 тысяч – за повреждённую деталь и дополнительную сумму за ремонт (демонтаж и монтаж, окраска и прочее), которая рассчитывается на основе человеко-часов и нормо-часов.
Лимиты страхования
Если порядок расчёта – прерогатива оценщиков, то ограничения по суммам прописаны в ст.7 ФЗ “Об ОСАГО”. На момент подготовки материала (06.06.2022) лимит составляет 400 тысяч рублей. Этой суммы, как правило, достаточно для ремонта старых автомобилей либо машин с небольшими повреждениями. Но если транспортному средству причинён серьёзный вред либо оно уничтожено, 400 тысяч рублей едва ли хватит на компенсацию убытков.
Что делать, чтобы доказать правоту?
В протоколе осмотра и оценке должны быть указаны все повреждения. Сломанные детали и бампера можно снимать, чтобы специалист осмотрел транспорт под ними.
Ремонт должен проводиться на СТО, которое даст подробную калькуляцию о проведенных работах. При оформлении заказа следует предоставить копию заключения об оценке, чтобы мастера могли изучить планируемые человеко-часы и нормо-часы.
При серьёзном ремонте старых машин целесообразно приобретать подержанные кузовные запчасти. Крылья, бампера и двери нетрудно перекрасить или даже подобрать в цвет, зато появится возможность требовать максимальных выплат от страховой компании.
1 вариант. Лимит по страховой сумме не выбран
Представим ситуацию: все повреждения, перечисленные в акте, устранены, остаточная стоимость машины составила 75%. Общая сумма запчастей потянула на 250 тысяч рублей, ремонт – на 100 тысяч рублей, а страховая выплата – всего 200 тыс. руб. В этом случае мы можем рассчитать размер выплат, на которые вправе претендовать владелец: 250*0,75 + 100 = 287,5 тыс. руб. За вычетом выплаченного остаётся 87,5 тысяч рублей.
Чтобы получить эту сумму, необходимо обратиться за перерасчётом в страховую компанию. Придётся предоставить все чеки за ремонт, а при необходимости – машину на дополнительный осмотр. Как правило, компании удовлетворяют заявления, но бывают и отказы. Их можно обжаловать в судебном порядке.
2 вариант. Лимит полностью выбран
Если машина пострадала серьёзно, то выплат никак не хватит на её полный ремонт или восстановление. В этом случае у владельца есть два способа защиты права:
Восстановить машину и взыскать деньги за ремонт, даже без учёта эксплуатационного износа. Главный плюс – сумма будет соответствовать реальным затратам, минус – их придётся нести ещё до заявления претензий.
Провести экспертизу (оценку) и взыскать разницу между полным ущербом и компенсацией страховой. Главный плюс такой схемы – получение денег на предстоящий ремонт, основной минус – взыскать НДС и затраты, закладываемые СТО, не получится.
Обратите внимание! Если машина повреждена больше, чем на 50%, её восстановление нецелесообразно, можно взыскать деньги за гибель транспортного средства. Из суммы убытков тоже придётся отнимать 400 тысяч рублей, выплаченных страховой компанией
Можно ли требовать доплаты между страховой выплатой и суммой восстановления?
Ответ на этот вопрос дал Верховный суд в Постановлении от 23.06.2015 N 25 “О применении судами…”. Приведём пункт 13 с маленькими сокращениями:
Если для устранения повреждений имущества истца использовались (будут использованы) новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.
Досудебный порядок защиты прав
Итак, если ремонт проводили на легальной СТО, материалы и запчасти закупались у официальных поставщиков, все необходимые документы будут на руках у владельца. В таком случае порядок защиты права простой:
Обратиться за доплатой в страховую компанию (если лимит в полном объёме не выбран);
Потребовать возмещения убытков напрямую с виновника ДТП (если страховая сумма выбрана в полном объёме либо есть разница между выплатой по ОСАГО и понесёнными расходами).
Вероятнее всего, уже на этом этапе придётся обратиться за юридической помощью. Так, данные об участниках аварии можно найти в материалах проверки ГИБДД. Однако по странной традиции ознакомление граждан с ними ограничивают, адвокатов – нет. Впрочем, самые подкованные граждане справятся сами.
Обращение в суд с исковым заявлением
Если переговоры не увенчались успехом, не остаётся ничего иного как продолжить общение в стенах Фемиды. Однако перед этим требуется обратиться к омбудсмену (уполномоченному по правам человека), только после этого стоит обращаться в суд. Иск о взыскании убытков, причинённых в результате ДТП, подаётся:
в суд общей юрисдикции;
по месту жительства ответчика;
с уплатой госпошлины (воспользуйтесь калькулятором ВС РФ).
В иске следует указать:
обстоятельства ДТП (время и место, участников аварии);
перечень повреждений, причинённых автомобилю (можно взять из протокола осмотра или калькуляции);
суммы убытков (высчитывается либо на основе фактических затрат, либо путём проведения экспертизы).
Дополнительно в иске можно отразить:
судебные расходы (оплата госпошлины, услуг эксперта и помощи представителя);
материальная компенсация морального вреда.
Реальные дела
Решением Автозаводского райсуда г.Тольятти от 20.02.2020 удовлетворены требования ФИО3 к ФИО2 о взыскании ущерба. В результате ДТП автомобилю истца причинены повреждения, страховщик оценил их в 205 тыс.руб. Заключением эксперта ущерб оценен в 282,5 руб. Суд взыскал материальный ущерб, расходы по экспертизе и уплате госпошлины.
При схожих обстоятельствах с владельца транспортного средства (юридического лица) в пользу пострадавшего М. взыскан ущерб, причинённый в результате ДТП. Такое решение вынес Ноябрьский горсуд 08.08.2019, взыскав разницу между реальными убытками по заключению эксперта и страховой выплатой.
Доплаты, если не хватило ОСАГО, возможны. Но придётся постараться
Споры, связанные с взысканием ущерба в результате ДТП, достаточно сложны. Вот почему так важно двигаться по определённому алгоритму и знать нюансы. Во-первых, ущерб, причинённый машине, возмещается страховой компанией с учётом износа. При этом разницу между фактическими расходами и выплатой можно взыскать с виновника аварии.
Во-вторых, сумма убытков в первую очередь взыскивается со страховщика. Пока не выбран лимит в 400 тысяч рублей либо не произведено восстановление машины (нет заключения эксперта), предъявлять претензии виновнику ДТП бесполезно. Оптимальный вариант для взыскания расходов – проведение ремонта на легальной СТО, где будет полное отражение всех затрат. Но в этом случае нужно сначала оплатить ремонт, а потом – взыскивать расходы.
Возможен и другой вариант, при котором убытки в сумме, превышающей лимит ОСАГО, возмещаются на основании заключения эксперта. Однако предъявить можно лишь сумму фактических расходов (то есть без НДС и прочего). Если вы оказались в такой ситуации, советуем обратиться за правовой помощью – самостоятельно решить вопрос едва ли получится.
Отметим, что на данный момент чаще всего компенсация осуществляется в натуральной форме (то есть страховщик сам ремонтирует авто, которое попало в ДТП). Сейчас это распространенная практика, так как лимитов по выплатам зачастую не хватает